Восхождение на Цахвоа

ПЯТЬ ДНЕЙ В АВГУСТЕ

День первый — перевал и Малая Лаба

В пятницу, в 00:30 оставили гражданский автомобиль на слиянии Мзымты и Пслуха, пересели на «боевой» Ниссан. Пилот не мог уверенно сказать, работает ли у него передний мост, но это и не понадобилось. На кордоне Пслух уперлись в шлагбаум. Авто дальше не пустили, проезд только со специальными пропусками, где и кто их дает — служивые не знают. Абсолютные вахтеры.

Разговаривать с ними не хотелось вообще. Пошли пешком. Примерно в 4 часа залегли спать в нижних балаганах. В 7 утра вышли на перевал Аишхо и далее, по Малой Лабе, по маршруту номер 8. В 14 часов начался ливень. Дошли до оборудованных стоянок, километрах в 6-7 от Безымянной встали ночевать.

День второй — выход на приют Цахвоа

Вышли поздно, пытались хоть как-то обсушиться, мокрое было всё. На стоянках народ, который идет в Сочи из Псебая, рассказывает, что дождь льет каждый день, после полудня, как по расписанию.

В 15 часов начало капать, резко похолодало. Через час дождь усилился. К вечеру были на приюте Цахвоа, пару раз значительно ошибались с тропой, особенно возле устья Безымянной, когда по медвежьим лазам метров 60-70 в лоб набрали. Вообще, между Клумбочкой и Лабой все тропы в этом году заросли. Туристы не ходят.

между Клумбочкой и Лабой

День третий — выход в цирк Цахвоа

В 7 утра полезли на Цахвоа, с рюкзаками, вес штатный, почти всё с собой, на случай ожидания погоды.

Собрали в траве всю воду от ночного дождя. В лес зашли по пояс мокрые. Тропу в лесу нашли сразу, два поваленных дерева приметные там лежат. По левому берегу (если смотреть вперед) вышли из леса, траверс до первого лба, переход через Улитку, всё по описаниям. Дальше навигация показала, что мы не там. Надо обратно, на левый берег. Там стенки. Пробовали лезть. Посрывали камни, стало неуютно. Особенно когда улетел тот, за который я только что держался, килограмм на 50.

Стенки по бортам ущелья
Стенки по бортам ущелья

Мы без веревок, без железа, обычные пешеходы.

Я тянул напарника в перелесок по правому берегу, но он нашел подъем по Улитке. Почти по воде, вплотную. Вверх — если сухо — там лезть можно, залезли быстро. Улитка выше резко прячется под курумник, дальше подъем по высохшему руслу, по правому борту ущелья. Навигация всё время врет. В 16 часов начался дождь, встали в самом начале цирка, километра за 2-3 до вершины, рядом с ручейком, на траве.

День четвертый — восхождение на Цахвоа

Выходить не спешили, ждали когда всё просохнет. В 8 часов были в главном цирке, где под камнем лежат строительные каски. Небо абсолютно чистое, камень сухой, ветра нет, тепло. Возле снежника озерцо, разбили лед (5-8 миллиметров), набрали воды и полезли вверх. С собой только сухой паек в карманах.

В цирке под Цахвоа
В цирке под Цахвоа

Взяли две трети подъема по сыпухе, вышли в «бутылочное горлышко», кое-как доперли, что надо перескочить влево, а не лезть выше. Дальше траверс влево и вверх, и опять влево и вверх. Выходим на гребень, чтобы по нему обойти небольшой пупырь и понимаем, что обойти его нельзя. Только облетать.

Выход из цирка на вершину Цахвоа
Выход из цирка на вершину Цахвоа

Большое разочарование, огромное. Тем более, что нас уже заволокло облаками и времени нет даже на возвращение. Часов в 15-16 начнется традиционный дождь. По горизонтали до вершины метров 300, влево. По вертикали метров 50. Но, нет ни сил, ни видимости…

Уходим вниз. Проходим треть самого крутого спуска, облака растягивает, вершина открывается во всей красе. Разворачиваемся и снова карабкаемся вверх, теперь уже по правильной траектории.

Примерно через час мы наверху. В облаках пополам с эйфорией. Мы зашли на Цахвоа!

Вид с вершины горы Цахвоа
Вид с вершины горы Цахвоа

К палатке и рюкзакам возвращаемся почти по прямой, существенно срезав дугу, которую рисуют на картах. Тучи уже цепляются за голову, накрапывает. Быстро собираем палатку, съедаем последнюю половину банки тушенки, больше еды нет. Уходим вниз под раскаты грома. Пока сухо.

Спуск с Цахвоа через перелесок
Спуск с Цахвоа через перелесок

Самую сложную часть спуска по Улитке обходим через перелесок. Под ногами скользкие корни и камни, хотя дождя нет. Дальше переход через ручей, 500 метров траверса и долгожданный лес. В лесу, в сумерках, несколько раз теряем тропу, на обходах через завалы. Однако, выходим штатно и с запасом.

К удовлетворению от выполненной задачи добавляется удивление, вызванное отсутствием дождя. Его нет совсем. Мы принесли на Цахвоа хорошую погоду. Тем не менее, сушиться даже не думаем. Развешиваем мокрое в балагане, ужинаем рисом, пьем чай и проваливаемся в сон.

Позади 13 часов ходового дня.

День пятый — Клумбочка и кордон Пслух

Поднялись в 6 часов. Всю ночь из под ног уходил курумник, в голове грохотали камнепады и сверкали молнии. Без дождя спать непривычно. После завтрака влезли в мокрую одежду и обувь, стало намного уютнее. Из еды у нас только сухари и немного колбасы. Сегодня надо выходить к цивилизации. 

Вид на приют Цахвоа
Вид на приют Цахвоа

Чтобы срезать примерно километр по горизонтали, уходим в лес по правому борту ущелья. Теряем на этом больше часа, когда лес заканчивается. По этой стороне крутые травянистые склоны, скользкие и заросшие. Тропа теряется, встречаются только отпечатки  копыт. Улетать там есть куда…

Подъем на озеро Клумбочка
Подъем на озеро Клумбочка

Проходим четверть пути до озера, перебираемся на левый борт, там привычнее. На Клумбочку выходим практически по графику. С гребня — звонки близким и последний взгляд назад. Вершина открывается на секунды, чтобы позволить нам оценить масштабы пройденного.  

Вид на гору Цахвоа с озера Клумбочка
Вид на гору Цахвоа с озера Клумбочка

Дальше — изнурительный спуск вниз. В общей сложности, в этот день у нас было более тринадцати часов ходового времени. В 21:30 мы стояли у нашего автомобиля, на мосту у слияния Мзымты и Пслуха. Позади 65 километров по горизонтали. И ещё немного по вертикали.

Выводы

Для форсирования переправ, заболоченных мест и сбора утренней росы нужна легкая обувь. Штурмовые ботинки должны быть сухими.

Дошираки — бесполезная трата времени и газа. Никакая они не еда, а наполнители. Но, понимаешь это только при высоких нагрузках.

Дождевая накидка на рюкзак всегда будет пропускать часть воды со спины, при сильном дожде. Эффективнее плащ-накидка, закрывающая и человека и рюкзак.

Всё, что связано с электропитанием, надо проверять на работоспособность до выхода несколько раз, во всех мыслимых комбинациях. Коммутационные шнуры необходимо дублировать.

 

Благодарю моего напарника, Дмитрия Фриза, за стойкость, упорство и принципиально важное решение, в ключевой момент маршрута.

Автор Сергей Шинкарев

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *