О гидах и фрирайде

Вижу, у всех наболело. Вот для этого мы и сделали раздел — гиды. Чтобы знать всё о них: и плохое, и хорошее. Посмотрел реакцию пользователей на слово гиды — самое интересное не в лучшую сторону — и решил высказать своё мнение об этом, так как вижу эту проблему постоянно со всех сторон.

В России нет организации, которая бы готовила таких специалистов — гид–инструктор по фрирайду… Готовят только начальный уровень инструктор по горным лыжам и сноуборду, и то, уровень приобретённых знаний и навыков на всегда на высоком уровне.

Здесь много причин…
В инструктора идут в основном фанаты или для временного заработка.
Не выгодно заниматься такой подготовкой государству, тем более коммерческой конторе, очень много времени и денег уходит, чтобы подготовить того специалиста, как минимум 10 лет (из них 5 лет учёба в физкультурном высшем заведении и 5 лет плодотворной работы самим гидом на разных курортах), на счёт дополнительных навыков вообще молчу.
Очень много чёрных гидов, которые не только катают фрирайд, но и просто обучают.. к сожалению..
Много самоучек и мало кто проходит школу инструкторов, а ещё меньше тех, кто имеет физкультурное образование, и единице по специализации — горные лыжи и сноуборд..
Настоящий Гид-инструктор — это не работа, это призвание…
Вот многие гоняться взять уроки у гидов, которые выигрывают призовые места на соревнованиях, и многие не задумываются в его профессионализме…а надо бы!!!
Не путайте профессионализм со спортивными достижениями:
Спортсмен лезет в наиболее опасные места фрирайда — возможно с угрозой своего здоровья — типа, какой я крутой чувак, так и катается, надеясь на себя, мало ориентируясь на клиента,

и противоположная сторона — настоящий гид старается максимально обезопасить своих клиентов и увести на безопасный участок…
Многие в эйфории соревнований стали заблуждаться в термине -фрирайд, вот типа я прыгну с крутой скалы или проедусь по крутому кулуару, чтобы показать какой он крутой чувак…крутой фрирайдер?!!!
А вы задумайтесь…вы прыгаете, вас начинает заносить и вы спиной или головой ударяетесь о камень или, спускаясь по кулуару, случайно срываете маленькую доску, которая в процессе роста сбивает с ног, и вы летите кубарем в яму или …И какие могут быть последствия..что просто никому потом не нужны будите с травмами, а вместо вас появиться ДРУГОЙ ДУРАЧЁК…
Слово фрирайд – это свободный стиль катания, в основном по целине…именно наслаждение полётом над целинными полями снежных склонов…Вот настоящий кайф..
Вы когда-нибудь присматривались, как катаются иностранцы – туристы, а не спортсмены, как их иностранные гиды оберегают…как-будто мама за детьми…Вот это профессионализм.
Поверьте, настоящих гидов можно посчитать по пальцам в Красной Поляне…
Проработав около 10 лет инструкторов-гидом по сноуборду, закончив высшее физкультурное образование, специализация туризм, диплом – обучение сноуборду в 2000 году, проработав 2-м гидом на хели-ски французской компании в красной Поляне несколько лет, также был 10 лет действующим авиационным спасателем, доработал до 1 класса, пройдя первые в России сборы в 2003 или 2004 году по подготовке гидов по хели-ски в Приэльбрусье, где преподавателем был иностранец, владелец одной из известных мировых хели-ски компаний..
При этом пройдя несколько школ по подготовке инструкторов — Федерации горных лыж и сноуборда, единственной в России государственная контора.
Я думаю, что этой маленькой автобиографии о себе хватит чтобы показать свой приобретённый опыт
, и то,  я считаю его очень маленьким по сравнению с иностранными профессиональными гидами.
Скажу одно, до иностранцев нам расти и расти.
Чтобы быть настоящим гидом – надо прежде всего жить горами, чувствовать их и уважать… Это приобретается с годами…
К сожалению, есть гиды – для них цель не обучить, а сорвать куш…
На счёт закрытия верхней части 4ки:
Как я знаю новое начальство Альпики решило снять с себя ряд обязанностей в плане 4-й очереди, слишком много вложений надо, чтобы обезопасить катание во всех цирках…И их можно понять и как с хорошей стороны, так и с плохой..
Дело сделано…сделали запрет…
Никто не хочет брать на себя ответственность…
Ведь фрирайд – это уже опасность…
Но появилось ряд контор, которые решили взять на себя ответственность за клиентов…предоставление услуг гидов по фрирайду…
Так пожалуйста, если человек занимается профессионально, так почему бы не разрешить…
Ведь работа гида – это очень опасная и трудоёмкая работа, она приравнивается к классу спасателей.
И оплачиваться должна быть в соотношении с работой, за безопасность надо платить, и не мало.
Честно говоря, когда катаешься с профессионалом, очень нравиться, как работают иностранные гиды, не жалко тех денег…
Но вот когда вам попадается чудо-гид, который ещё зеленый,…честно говоря, я сам лучше откажусь от такого фрирайда и покатаюсь по трассе.

Из своего личного опыта скажу – профессиональные гиды, это в основном за 30 лет и старше, они не участвуют в соревнованиях, они постоянно на горе, или катаются или работают с клиентами.
Его можно отличить затёртой, не новенькой одежде, снаряжение у них не последней модели…а среднего уровня…
Он всегда с рюкзаком, где у него полный набор…снаряжения для работы…
Если вам попался пьяный гид, и не дай бог обкуренный – лучше сказать ему до свиданья…
Мой совет, не лезьте в экстремальные места, ведь 99 процентов клиентов, очень сильно переоценивают свои возможности в катании…

Перед тем как лезть на целинные поля, научитесь хорошо кататься на трассах, основа целинного катание – это резаные повороты (длинные дуги и короткие сопряжённые повороты), а также бугры…
Оттачивайте технику катания на трассах, и когда вы овладеете этими навыками, вот тогда, постепенно, не торопясь, осваивайте технику целинного катания…
А если вы плохо владеете элементарными навыками уже перечисленных выше, то скажу вам одно – уж больно много вам придётся перекопать снега, и самое главное – отобьёт желание дальше обучаться.
Ведь даже в обучении вы должны получать удовольствием, как говориться полезное с приятным. А это очень важная особенность для вас, и зависит от опыта вашего гида-инструктора, как уметь правильно разложить под вас методику обучения.
Огромное удовольствие можно получить, просто катаясь по целине, и делать красивые прыжки, используя небольшие выпуклые поверхности…вот это идеал катания для туристов..
Да..что-то меня слегка прорвало…
А насчёт фрирайда, у меня давно назревала статья об обратной стороне фрирайда..

Фрирайд это давно уже не культ, а настоящий бизнес…это искусственно сделанный имидж.. Но об этом чуть позже…

Опубликовано Баталов Андрей

Фотограф, экстремальные виды спорта и фото панорамы города Сочи и Красной Поляны

Вливайтесь в общение

14 комментариев

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Деятельность гидов занимающихся конным, пешим туризмом, а так же спусками вне трасс на горных лыжах и сноуборде не лицензируется с 2008 года!!! Т.е. вся деятельность гидов это возможная коммерция без определенных нормативных документов на сегодняшний день.

  2. ABS:
    Народ, а кто-то оборудование ABS возил по терриории РФ Аэрофлотом например? за границей пускают до 2-х баллонов на чел. без проблем а здесь я еще не летал. Помогите пож. Большой привет Андрею Глазунову и респект если он читает.
    Саша

  3. Да, Андрик. Правильно. Народ должен всё знать куда едет и скем катает.

  4. Привет.
    Спасибо автору Статьи.

    Мне повезло:
    Звезды расположились так, что мне удалось катануть с ANDY в один из замечательных Краснополянских дней в 2008м. Впечатление — не забываемое!
    Еще раз выражаю РЕСПЕКТ!
    По большинству пунктов в статье — согласен на 100%.
    В любом случае катание по трассам (вне), это всегда Ваш выбор. Выбор персональный. И ответственность за свою жизнь — лишь Ваша в любой момент времени. Гид — лишь помошник (наставник).

    И вопрос:
    В чем проблемма рано утром. до начала работы канатки убрать (срезать, взорвать) козырьки над четверкой? Ведь в них кроется одна из причин опасности. по крайней мере в этом нас пытались убедить спасы в феврале 2009го…
    Зараенее благодарен,
    Ром

  5. Гид в Европе в зависимости от курорта стоит от 120 до 240 евро в день.
    Это независимо от количества персон. 260 не встречал нигде. Просто более 4 человек каждый последующий плюс 40-60 евро. И не надо сравнивать европейских гидов с нашими. Там он несет полную ответсвеность за свою группу, связан напрямую со спасателями имеет страховку и лицензию. На него можно падать в суд за недобросовестное оказание услуг (слабый уровень подготовки или плохое знание маршрута и т.д.) А вот за что наши гиды дерут такие деньги я не понимаю.
    А уж за катание в поляне под канаткой, и вовсе деньги за гида платить смешно.

  6. Георгию:
    Мы не можем формировать большие группы, это будет противоречить требованиям безопасности. На сегодня — максимум один гид — 5 клиентов (но чаще — 3-4). А профессиональных гидов, которым можно доверить людей не так много. Да и они, если начнут зарабатывать меньше на следующий сезон задумаются о том где работать. Кстати, гид в Европе стоит 260 евро в день (группы до 4 человек).

  7. Эх, теперь похоже придется пачкать одежду и менять снарягу… Шютка

  8. «….приобретённых знаний и навыков на всегда на высоком уровне.»
    В конце первого абзаца нужно понимать как:
    «….приобретённых знаний и навыков не всегда на высоком уровне.» ???

  9. Все абсолютно правильно!
    Только тяжко молодым пацанам по 1500 + 1500 за подъемник выкладывать.
    Я думаю если бы в половину уменьшили расценки — горздо больше клиентов насобироали — хотя если у вас очереди., как на канатку по 2 часа в кассу стоят — тогда зачем?? Рынок :(((

  10. А мне спасы говорили, что лицензированный гид, несет УГОЛОВНУЮ отвественность за группу. Я в гостиннице разговаривал с лыжником, он говорил, что они общались с гидом (с брльшим рюкзаком, в не новом снаряжении) = группа мах. 4 человака и два гида — думаю эти гиды = профики. И семинар по технике безопасности проведут и снарягу проверят. А вообще, нужный раздел. Соглашусь, что гидов можно по пальцам пересчитать.

  11. Просто конторы которые этим всем занимаются должны как-то лицензироваться и так же принимать на работу специалистов с какими-нибудь спортивными дипломами и хоть раз в год проходить переквалификацию.
    Но скорей всего тех кто не захочет вкладываться в обучение своих «работников» просто скоро их всех по закрывают и всё.
    Не долго им осталось.

  12. Хорошая статья,спсб!
    Надеюсь на сайте будет достоверная информация(телф ну и как связаться) с профессиональными гидами в КП.

  13. Вот про фрирайд полностью согласен. Это вообще мода и возможность для дельцов продать более дорогую снарягу. Два года назад наблюдал в поляне пацана с разбитым в кровь лицом кувырком спускающегося с верха 4. На вопрос: «Хрена ты сюда полез, если кататься, еще не научился». Получил достойный ответ: «Это фрирайд, это круто». А до западных гидов нам, похоже, вообще никогда не добрести. Нет у нас соответствующей законодательной базы.