Фрирайд на Красной Поляне — где катать

Катание вне трасс — то есть, фрирайд на Красной Поляне (а именно этот предлог употребляют местные жители применительно к своему поселку) — естесственно, имеет свои особенности. Главная – это краснополянский снег. Как правило, его никогда не бывает в самый раз. Либо очень много, либо слишком много. Впрочем, иногда случаются и обратные ситуации. В этой статье я расскажу о том, где и как можно покататься в Красной Поляне вне трасс и получить от этого удовольствие невзирая на прихоти погоды и канатчиков.

На сегодняшний день курорт Красная Поляна представлен пока единственным горнолыжным комплексом «Альпика-Сервис». Это четыре очереди парно-кресельной дороги, расположенные последовательно. Основной интерес для внетрассового катания представляют четвертая и третья очереди. Высота верхней станции четвертой очереди — 2300 м. над уровнем моря, нижней станции третьей — 1144м. Таким образом, мы получаем больше чем километр по вертикали, что сопоставимо со спусками Домбая и Приэльбрусья. Однако изюминкой курорта является не протяженность склонов.

Частые и обильные снегопады делают ваши шансы покататься по паудеру довольно реалистичными. Буковое редколесье — отличный полигон для лесного катания — деревья растут на растоянии 5-7 метров друг от друга и практически не мешают проезду. Огромное количество дропов как в альпике (скалы и карнизы), так и в лесу (скалы, засыпанные снегом пни и поваленные деревья) как правило с мягкими и предсказуемыми приземлениями. Добавьте к этому мягкий причерноморский климат и небольшие высоты, позволяющие без труда ходить в бэккантри. Картинка получается довольно привлекательная. Помимо действующих канатных дорог сейчас идет активное строительство еще трех новых горнолыжных комплексов с очень хорошим фрирайдным потенциалом. Будем надеяться, что некоторые из них заработают уже в ближайшем сезоне. Однако об этом позже. Сейчас хотелось бы подробно останавиться на различных вариантах катания вне трасс с использованием действующих канатных дорог.

Итак, снежная ситуация №1. Снега мало.

Катание возможно только на четвертой очереди. Трасса на третьей очереди раскатана до камней, в лесу много торчащих сучков и веток. Характерно для начала и конца сезона. Как ни странно, это далеко не худший вариант в плане внетрассового катания, так как при дефиците снежного покрова, четвертую очередь почти всегда открывают до верху. Как известно, четверка поднимает на хребет Аибга, вдоль которого любителями внетрассового катания довольно быстро набивается хорошая тропа. По ней можно совершать увлекательные экспедиции как в одну, так и в другую сторону от верхней станции канатной дороги. Ходить с лыжами или сноубордом в бэккантри здесь очень приятно. Относительно небольшая высота хребта (около 2300м) дает возможность дышать полной грудью и наслаждаться окружающими видами.

Большинство маршрутов расположены в Салымовском цирке (слева от канатки если смотреть снизу). Почти все спуски хорошо просматриваются с креселки, так что во время подъема можно выбрать понравившийся. После снегопада в первую очередь раскатывают ближайшие к канатке кулуары, к которым есть возможность спуститься по хребту без подъема пешком. Дальше приходит очередь кулуаров, расположенных в районе сначала первого, потом второго ретранслятора (башенки мобильной связи, установленные на хребте, хорошо видны с канатки). В последнюю очередь раскатывают Пик Фрирайд — крайнюю слева вершину Салымовского цирка. Для подъема на этот пик после спуска со второго ретранслятора необходимо проехать траверсом направо и подняться около 50 метров пешком на хребет. Сразу после снегопада это непростая процедура, но если тропа уже набита, подъем занимает не больее 10-15 минут.

Шумихинский цирк (расположен справа от канатки, если смотреть снизу) так же предоставляет неплохую возможность оторваться. Два замечательных кулуара уходят вниз в непосредственной близости от канатки. Однако их очень быстро раскатывают. Отличный маршрут уходит вниз и налево, но здесь есть большая опасность заблудиться, т.к. если следовать естественному рельефу склона, вы неминуемо попадете в Шумихинский ручей – основной Полянский лавиносборник, печально известный по прошлому году. Даже если снега мало и лавинная опасность, по вашему мнению, исключена, самостоятельно спускаться в ручей не стоит – проехать по нему можно только после обильных снегопадов, если ручей не завален снегом, вас в лучшем случае ожидает часовой бэдтрип через кусты вверх по склону.

Большинство перечисленных кулуаров не длинные – от 100 до 300 метров, но довольно крутые и имеют хороший выкат, что дает возможность проходить их на хорошей скорости. При желании можно попрыгать со скал и наддувов, которых здесь большое изобилие. Приземления, как правило, крутые и мягкие. За крутым участком начинаются достаточно продолжительные снежные поля со средним уклоnом. Имейте в виду, что чем ближе ваш спуск к канатке, тем больше у вас шансов вылететь после крутяка на расколбас со всеми вытекающими последствиями.

Роза Хутор – цирк, следующий за Салымовским. Отличные спуски, по протяженности превосходящие вышеперечисленные, как правило с нетронутым снегом. Можно выбрать спуски разной сложности, крутизны, с дропами и без оных. Идти до этих спусков по гребню не более получаса, а вот выбираться оттуда, не зная дороги, можно неограниченно долго и с непредсказуемыми последствиями. Канатки на Красной Поляне расположены таким образом, что сколько бы вы не ехали траверсом налево, они только удаляются. Поэтому в конце спуска и в строго определенном месте надо снимать лыжи и идти пешком. Время пешей прогулки от 10 до 30 минут, в зависимости от количества снега.

Жесткое бэккантри.

Наверное, у каждого райдера, поднимающегося на хребет Аибга, возникает непреодолимое желание отжечь по полям в сторону государственной границы с Абхазией (т.е. противоположенную трассе). Уж больно широки и гладки поля, с живописными елочками внизу и морем на горизонте. Расплата – в лучшем случае полтора часа вверх бодрым шагом. А если недавно был снегопад… Если уж так приспичело походить пешком – лучше подняться в сторону Черной Пирамиды (вершина справа от канатки). Надоест идти в гору – поедете вниз.

А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Снега навалило больше метра, и он продолжает идти.

В худшем случае четвертую канатную дорогу закрывают полностью и зона внетрассового катания становится преступно малой. Слева, если смотреть снизу, она будет ограничена спуском под четырехкресельной канатной дорогой. Левее нее уходить не стоит, так как вернуться на трассу будет проблематично. Справа возможен проезд по так называемой «черной трассе» , то есть по полю, пробитому большой шумихинской лавиной. Более интересный вариант — подняться 15 минут пешком и прокатиться по полю Вандербильда или по Шумихинскому лесу. Правда, надо помнить, что если снегопады в это время действительно обильные, через поле Вандербильда и черную трассу может пройти большая лавина.

Были случаи, когда она выкатывалась к бугелю на третьей очереди. Комфортное лесное катание имеет место как под третьей, так и под второй очередью ККД. Варианты маршрутов очевидны и довольно интересны. Лес не густой, подлесок к середине сезона практически полностью засыпает, так что удовольствие получить можно. Однако, зона катания очень маленькая и ее моменьально раскатывают. Плюс (вернее минус) к тому снег на этой высоте часто бывает мокрым. Так что слишком много снега бывает. В целом закрытая четверка — это крутой облом, и о серьезном фрирайде в этом случае говорить не приходится.

Включение четвертой очереди после обильных снегопадов – событие чрезвычайно волнующее, и, к сожалению, абсолютно не прогнозируемое. Так что, катаясь по третьей очереди, оглядывайтесь всегда в сторону четверки. Иногда на посадке на четвертую очередь могут проверить наличие лавинного оборудования, или пропускать только группы с гидами. В любом случае, постарайтесь быть на четвертой очереди в числе первых, чтобы успеть покататься в целине, там, где обычно жесть и бугры. Начните катание со спуска по салымовской трассе.

Следующий спуск можно посвятить катанию под канатной дорогой. Пока трассу не раскатали, здесь можно неплохо попрыгать с многочисленных скал, бугров и наддувов. Лес по обе стороны канатной дороги так же представляет интерес с точки зрения внетрассового катания. С подсадки можно сделать большой траверс в сторону пика Фрирайд, с заездом в лес. Лес классный, редкий, с полянами, на которых можно разогнаться, с дропами, и даже каскадами дропов. Однако здесь важно не увлечься лесным катанием и не уехать ниже трассы, т.к. в противном случае вам придется форсировать Салымовский ручей и выбираться наверх по крутой стенке по уши в снегу.

Один из самых интересных маршрутов, доступных с подсадки, на мой взгляд — спуск в сторону Шумихинского ручья. Собственно спусков там полно, и можно кататься целый день, не разу не проехав одним и тем же маршрутом. Здесь есть поляны, лесные кулуары, образованные селевыми сходами, просто комфортное лесное катание. Все это сдобрено парой десятков сладеньких дропов, от 1 до 15 метров высотой.

Кататься в Шумихинском лесу самому крайне не желательно. Во-первых, многие маршруты лавиноопасны. Во-вторых, здесь очень легко заблудиться и уехать в Шумихинский ручей, выход из которого часто бывает нетривиальным. Уже не говоря о том, что кулуар, по которому течет ручей, собирает лавины со всех окрестных склонов. Лес этот редко посещается райдерами и не обслуживается спасателями, и в случае непредвиденной ситуации помощи ждать будет неоткуда.

Когда погодные условия идеальные и катание доступно с верха четвертой очереди и донизу первой, помимо вышеперечисленных маршрутов, открывается еще как минимум пара новых.

Заранее оговорюсь, что предпринимать самостоятельное путешествие по этим маршрутам настоятельно не рекомендуется. Спуск с Розы Хутор с выходом к реке Мзымте начинается с получасового бэккантри по хребту. Начинать спуск можно с любой точки цирка Роза Хутор, в зависимости от ваших предпочтений и состояния снежного покрова. В нижней части цирка начинается зона леса с более чем километровой зоной очень комфортного лесного катания. Трудоемкость спуска в нижней части зависит исключительно от топографических талантов вашего гида.

На всякий случай желательно иметь с собой веревку и пару обвязок, так как при неудачном выборе маршрута вам предстоит пройти скальные сбросы. Маршрут заканчивается на лесной дороге, идущей вдоль реки Мзымта, в километре выше бара Мюнхаузен.

Маршрут на Черную пирамиду — пожалуй, один из самых живописных бэккантри, расположенных вблизи зоны катания. Здесь возможны несколько различных вариантов подъема и спуска, с различной продолжительностью и трудоемкостью. Время подъема от 1 до 2 часов. Подъем на сам пик Черная Пирамида часто бывает нетривиальной задачей даже для подготовленных групп.

В ходе маршрута группа совершает подъем в сторону пика, с восхождением на седло первого цирка. Далее идет примерно километровый спуск по снежным полям, с последующим восхождением на стенку следующего цирка (время подъема около 20 минут). Можно начать спуск с этой точки, но если погода позволяет и у вас остались силы, можно подняться на сам пик Черная Пирамида (около получаса). Спуск будет довольно экстремальным. Более простой вариант (без восхождения на Черную Пирамиду), начинается с очень приятного спуска по снежным полям со средним уклоном.

Далее маршрут проходит по лесу, на мой взгляд, одному из самых приятных в этом регионе. Деревья здесь растут очень редко, практически не создавая помехи для быстрой езды, а дропчики расположены таким образом, что на них можно заходить на большой скорости и улетать очень далеко. Приземления как правило мягкие и предсказуемые. При езде без гида есть большая вероятность заблудиться в нижней части леса. Пешие экскурсии длятся обычно от 2 до 4 часов и часто приводят райдеров в Эсто-Садок.

А теперь несколько слов о безопасности. Мне бы не хотелось, что бы эта статья воспринималась как пособие в помощь начинающему фрирайдеру. Было бы очень обидно, если кто-то из молодых и подающих надежду райдеров сложит голову, вдохновившись моим творчеством и отправившись на встречу неведомым спускам.

Бытует мнение, что фрирайд на Красной Поляне безопасен, лавин здесь нет, горы маленькие и, заблудившись, всегда можно найти дорогу домой. Это не так. Действительно, снег в Красной Поляне, благодаря северной экспозиции склонов и близости Черного моря, держится иногда на очень крутых склонах. А иногда не держится.

В отличии от Домбая и Приэльбрусья, здесь не так ветрено и ветровые доски, как правило, не образуются. Но бывают исключения. В прошедшем сезоне в Поляне сходило несколько глобальных лавин, одной из которых снесло верхнюю станцию четырехкресельной канатной дороги.

Небольших, но «достаточных» лавин тоже было не мало. Большую опасность представляют падающие карнизы, нависающие по всей протяженности Аибгинского хребта. Как и лавины, карнизы предпочитают сходить весной, в теплую солнечную погоду. Но это далеко не абсолютное правило.

Неоднократно были случаи, когда райдеры, после прогулки по хребту, начинали спуск вдоль свежих следов проехавшей недавно группы, и вдруг с удивлением обнаруживали, что следы закончились где-то на задутой ветром полянке, над крутыми скальными сбросами или труднопроходимыми кулуарами. Если присмотреться, на таких полянках обычно угадываются следы от шасси верталета. Хели-ски на Красной Поляне очень популярно и мест таких много. В общем, почти каждый день спасатели, обильно матерясь, отправляются в лес на поиски очередного заблудшего райдера.

Поэтому, прежде чем отправляться на фрирайд на Красной Поляне (ну, или просто, в горы без гида), задайте себе следующие вопросы:

* Есть ли у вас лавинное оборудование и умеете ли вы им пользоваться?
* Есть ли у ваших друзей, отправляющихся с вами на фрирайд, лавинное оборудование и умеют ли они им пользоваться?
* Есть ли у вас и ваших друзей опыт безопасного катания в группе по лавиноопасным склонам?
* Есть ли у вас аптечка первой помощи и умеете ли вы ей пользоваться?
* Достаточно ли хорошо вы или кто-либо из вашей группы знает предполагаемый маршрут спуска?
* Имеете ли вы средства связи со спасслужбой в случае возникновения ЧП на маршруте и уверены ли в том, что данное средство связи будет работать на данном маршруте?

При ответе «нет» или «не знаю» на любой из этих вопросов либо откажитесь от катания, либо возьмите гида. А если вы хотите быть максимально уверены в своей безопасности гидов должно быть двое. Судите сами — первый гид показывает маршрут и его проезд обычно составляет от 100 до 500 метров. Скорость подъема пешком по крутому склону после сильного снегопада — не более 10 м в минуту. Так что, если вас не дай Бог накрыло в начале длинного участка, помощь придет не скоро. День индивидуального катания с гидом на Красной Поляне стоил в прошедшем сезоне 3000р. При катании в группе — от 1500р. с человека. Можно договориться о катании на половину дня за половину стоимости. Если вы планируете катание в высокий сезон, то договариваться с гидом лучше заранее. Найти гидов вы можете в интернете, например на сайте whiteguides.ru или непосредственно на курорте.

Хели-ски.

Красная Поляна по праву считается меккой Хели-Ски, причeм не только в России, но и в Европе. Большая часть клиентов на хели — иностранцы, преимущественно французы. На сегодняшний день в Поляне работает четыре вертолетных компании, летает два верталета Ми-8 МТВ. Основные зоны катания — северные склоны хребта Аибга, начиная с Черной Пирамиды и до озера Кардывач. Продолжительность сезона — с конца декабря по середину апреля. Продолжительность спусков от 3 до 6 километров.

Спуски выбираются в зависимости от погодных условий, состояния снега и уровня подготовки группы. Как правило, это спуски среднего или небольшого уклона, с максимальным количеством свежего снега. Летают здесь последние 15 лет, что позволило собрать хорошую статистику по лавинной безопасности различных склонов, в различных условиях. Группы состоят как правило из 10 человек и сопровождаются двумя гидами. Всем участникам выдаются лавинные датчики, лопаты, щупы, рюкзаки АБС.

Если вы хотите попробовать хели-ски, но не уверены в своих силах, обратитесь в компанию хели-ски и попросите вас протестировать. Как правило, в нелетную погоду гиды хели ски выкатывают группы на фрирайде в непосредственной близости от канатных дорог, так что есть смысл присоединиться к такой группе. По правилам, принятым у всех хели-компаний, если вы не успеваете за группой на хели-ски, вам могут отказать в последующих спусках без возврата денег. Так что лучше начать с фрирайда.

Вливайтесь в общение

10 комментариев

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Очень хорошая статья.
    Очень познавательна!!!!!!!!!
    Спасибо!!!!!!!!!!!

  2. макс, наконец-то выложил.
    новое — это хорошо забытое старое, а на счет фотопанорам с расположением кулуаров и цирков обязательно выложим,но наверное на след сезон.

  3. Статья действительно написана два года назад и все то, что про «политику и экономику» уже не актуально. Так что извиняйте — я поленился, не стал ничего перечитывать и отсюда все эти ляпы.

  4. Zed, ссылка исправлена.

    Статья действительно полезная. Такие вещи можно и нужно перепечатывать, копировать и читать. Особенно начинающим.

    Для всех, кто хочет вставить ссылку в комментариях. Действия таковы:
    — пишем текст комментария;
    — копируем ссылку, которую хотим опубликовать, из адресной строки браузера (или ещё откуда нибудь);
    — выделяем слово, которое хотим сделать ссылкой (в примере выше ссылкой стали два слова «этой ссылке«;
    — нажимаем под комментарием кнопу «ссылка»;
    — в появившемся окошке вводим адрес, скопированный ранее в буфер обмена;
    — жмём «ОК».

  5. Да чего там про подозрения …
    Статья опубликована в инете в феврале 2007 года. Автор — Макс Ануфриков, гид из КП. Это все есть вот в этой ссылке:

    Материал, действительно, достаточно интересен. Для незнакомых с фрирайдом в Поляне — необходимой информацией. Для тех, кто бывал во фрирайд-зонах — напоминанием об отличной катухе и о приключениях. У меня лично были приключения в Шумихинском ручье. Как раз в феврале 2007 года слились по ошибке туда вместе со ЗвездочЁтом и Янчиком. Там, параллельно «двойке», думаю, обнаружили поломанного бордера. Вроде, из Москвы. Весом в 130 кг. Тут же и гиды подъехали, которые его, вроде как, потеряли. Как там дело было наверху — не знаю. Кто кого потерял, они, думаю, разобрались. Но трип наверх длиною метров в 500 по шею в снегу, а потом через хребен наверх в лес, из которого уже идет спуск через перелесок в нижнюю часть тройки, я запомнил надолго. Хорошо, что это был не крайний спуск, а второй с утра. Мы с 11 до половины пятого выбирались оттуда …

    Так что, статья полезная. Еще лучше было бы дать привязку к местности на карте с границами названных кулуаров, полей, цирков, с отметкой опасных зон и т.п. Хотя, зачем это все сейчас надо, я не знаю. У меня такое впечатление сложилось, что фрирайд в Поляне тоже закончился. Разве что с подсадки можно пофрирайдить. А что еще остается тем, кто не может платить 1200 за канатку, а потом еще 1500 гидам за день катания?

    admin, про вертолет я читал. Но мне там что-то сложно комментировать, я в вертолетах не разбираюсь. Что повеселило, так это то, что Шинкареву начальника назначили :-)

  6. Вот так «телега» (даже секретутки столько не печатают) =)) на 720 fs «мышинного прокрута» тянет. Даю одну звезду!

  7. Не спешите, горячие сочинские перцы. Тут много вариантов.
    Может быть человек решил восстановить свои старые записи, ранее опубликованные здесь же. Архивов ведь не осталось. Может быть, забыл добавить дату и примечание. И ещё чего …

    Материал не на конкурс написан. И много чего полезного узнать можно. А ошибки поправим.

    Zed, где пропадал? Мы тут про вертолёт разговаривали. Тебя сильно не хватало )))

  8. Есть подозрение, что данная статья уже была опубликована ранее.
    Например:
    Итак, снежная ситуация №1. Снега мало.
    Катание возможно только на четвертой очереди. Трасса на третьей очереди раскатана до камней, в лесу много торчащих сучков и веток. Характерно для начала и конца сезона. Как ни странно, это далеко не худший вариант в плане внетрассового катания, так как при дефиците снежного покрова, четвертую очередь почти всегда открывают до верху.

    Давно ли Вы видели, чтоб 4ку открывали до верху? Это было в прошлом году не так часто. А в этом — закрыта всегда. Вход лишь с гидами…
    Не верю

  9. «На сегодняшний день курорт Красная Поляна представлен пока единственным горнолыжным комплексом “Альпика-Сервис”. » — эээ…это как?:)